ГЛАВНАЯ Видение
Ретрит Фото Видео
Творчество
Отзывы
Сказки
Школа Форум
Желаю поделиться с вами знаниями, переданные всем нам Мери Эллен Манц на детско-юношеском ретрите в санатории "Салют" (Подмосковье, 30.10 - 7.11.2005г.): воспитание детей по методу Марии Монтессори, практикуя учение Вознесённых Владык. Это
мой конспект, записанный со слов Мери Эллен через
переводчиков. С любовью Екатерина. |
Мария Монтессори была первой женщиной
в Италии, получившей степень Доктора Медицины. Изучала психологию, философию.
Её жизнь полна решимости, сильной воли. М. Монтессори имела огромное пламя
сердца. Начала свою карьеру педагога в
40лет. Работая с умственно-отсталыми детьми, разработала уникальную
систему - глубокое учение о внутреннем учителе ребенка. И этим учителем
является Святое Я Христа. Если обеспечить надлежащее окружение, ребенок
сам выстраивает себя и внутренний учитель помогает ребёнку выбрать
нужное. Её дети на олимпиадах младших
школьников занимали призовые места. Этой работе Мария Монтессори и посвятила
всю свою жизнь. Труды М. Монтессори сегодня изучаются
в 194 странах мира. Ею написано более 20 книг. В 1907г.- начало практики в
бедных кварталах страны. Открыла дома для детей, которые были малы, чтоб
ходить в школу. И затем были открыты дома по всему миру. М. Монтессори имела
дар - понимание внутренней, сокровенной природы ребенка. Её направляли Бог и
Богиня Меру и ангелы любви. Она увидела в сокровенной части ребенка силы,
которые помогают ему идти. Ребёнок - отец взрослого человека. Только ребенку
дана сила и способность выстроить и создать человека завтрашнего дня. В 1947г. М. Монтессори написала письма
руководителям всех государств. Она написала, что дети могут выстроить себя,
имея надлежащее окружение. В понимании того, как ребёнок выстраивает себя -
является то, что Элизабет Клер Профет называла
образованием сердца. (Как люди определяют образование?
Это, в основном, некий набор знаний, который
последовательно передаётся ребенку). М. Монтессори говорит, что это
внешнее поддержание души на пути её эволюции, это глубокое учение о
внутреннем учителе. Если обеспечим надлежащее окружение, ребёнок сам выстроит
себя, и внутренний учитель поможет выбрать то, что нужно. И этим учителем
является Святое Я Христа. Мери Эллен Манц говорит, что в нашем методе мы показываем, как это
делать правильно, и мы даём возможность почувствовать ребёнку радость и
гордость, что он сделал правильно. В работе мы используем маленькие коврики -
это его место, где он сидит, и которое он занимает, и другие дети обходят
коврик. И мы учим, как надо обходить коврик, и мы обходим этот коврик, и просим детей повторить за нами, чтобы
убедиться правильно ли они усвоили урок. М. Монтессори повторяла - я ничего не
изобрела, я наблюдала за детьми, чувствовала их потребности и говорила о
попытке восполнить эти потребности, а люди говорят о методе М. Монтессори.
Всё это истинная природа ребёнка. Это её наблюдение и желание восполнить
внутренние потребности ребенка. Дети до 6 лет обладают впитывающим
умом. Они выстраивают свой разум и свои ментальные способности. Это
духовно-химический процесс. Беря индивидуальные элементы с физического мира,
дети выстраивают себя. Пример: способность овладеть родным языком. Мы впитали
его из речи окружающих людей. Только ребёнок в детстве овладевает языком
легко и непринуждённо и воплощает его и становится этим живым языком. Ребёнок впитывает и строит себя из тех
предметов, которые его окружают и которыми он оперирует. Мария Монтессори открыла принципы,
которые стали предвестниками современной науки. Она открыла сенситивные
периоды в развитии ребёнка. Ребёнок заинтересован в определённых материалах
или предметах. Когда малыш лепечет - тренирует чакру
горла и пробует слова на вкус. Увлечённо ходит по линии, когда координирует
тело. Когда пишет - использует пальцы и в определённый период отрабатывает их
захват. Детей не учат, они всё сами хватают. История: маленькая девочка нашла
коробочку с иглами и высыпала её на ковёр. Мама увидела и наблюдала. Затем
она своими пальчиками собрала иголочки в коробочку, снова высыпала, снова
собрала и так много раз подряд, пока не отработала навык аккуратности. Часто
детям не позволяют делать то, на что толкает их внутренний учитель. Любовь
родителей не координируется с их мудростью. Развитие продолжается, но данный
конкретный навык не отрабатывается, не будет аккуратности, если не
удовлетворён позыв. Многие капризы малыша не позволяют
удовлетворить потребности внутреннего учителя. Сенситивный период в отношении
порядка. Порядок (9м-в - 4года). Ребёнку
необходимо упорядоченное окружение. Дети находятся в пламени 7-го луча,
придерживаются ритуала, чтоб всё было правильно - одна и та же сказка. Малыша
купали и брали на правую руку. Однажды взяли на левую руку, и он начал
плакать - нарушен порядок. Детские капризы - сигнал, что нарушается и не
удовлетворяется потребность. Зоопарк. Жарко. Мама сняла пальто и
перекинула через руку и малыш начал плакать. Он кричал: "Плечи".
Когда мама надела на себя пальто, ребенок вздохнул. В его мире порядка пальто
на маме, а не на руке. Чтоб служить духовному развитию
детей, необходимо наблюдать за ними и узнать в чем их духовная потребность. Дети 3-4 лет. Обладают способностью
концентрироваться. Очень хорошо помогает в этом блок цилиндров.
Трёхлетняя девочка без перерыва работала с цилиндрами и 44 раза их
вставляла в ячейки и вынимала. Ребёнок может так концентрироваться, рядом
бегали дети, её пытались отвлечь, но девочка была погружена в работу.
Отработав определенный навык, она встала, и было такое ощущение, что она
проснулась. Девочка приобрела опыт - ощущение размера, веса, расстояния. Не торопите детей! Они хотят всё
усваивать сами, в тишине. Эти пособия дают возможность уйти в глубокую
концентрацию. М. Монтессори уподобляла эту
деятельность чтению розария. Вспомните школьные эксперименты с перенасыщенным
раствором соли, когда медленно опускаете ниточку и держите неподвижно,
образуются кристаллы. Если есть возможность у ребенка
концентрироваться, то те кристаллы, что сформировались - это ощущение
самобытия: логики, направления, усидчивости. Это школа для концентрации
ребёнка и его Духа. Основное действие преподавателя –
наблюдать. У ребёнка огромная способность к глубокой концентрации, он
желает повторять те действия, которые наблюдает. Все пособия и все материалы
для детей хранятся на открытых полках. Материалы дети сами выбирают, что им
больше всего нужно. Детям нравится порядок. Пример:
на полке лежат - сфера, шар, куб, цилиндр, пирамида. Все одного цвета,
разница только в форме. Я вытаскиваю шар. Рассматриваю его внимательно и
говорю: «Шар. Хочешь потрогать? Это шар». И ребёнок повторяет. Не надо много
слов. Кладу на коврик и вытаскиваю куб. Исследую его, трогаю грани и говорю:
«Куб. Ты хочешь его потрогать? Ты можешь сказать куб". Это первый период
из трех ступеней нашего урока. Затем я называю по очереди, выложенные
на коврике предметы. И говорю: «Ты можешь показать мне куб? Хочешь подержать
его?». Меняю местами предметы, и снова говорю: «Хочешь показать мне пирамиду?
Хочешь подержать ее?». Если ребенок на цилиндр показывает, что это пирамида,
тогда я говорю: «Ты можешь мне показать цилиндр?». И он показывает цилиндр.
«Ты можешь показать мне пирамиду?». Если ребенок не уверен, я возвращаюсь
назад к первому периоду, выкладываю по порядку предметы, называя их по
очереди. Вторая ступень. Ребенок слышит слово и
ассоциирует его с предметом. «Поставь пирамиду сюда; покажи мне куб; помоги положить
мне шар» и т.д. Прежде чем я вхожу в класс, я молюсь, Матери Марии и прошу,
чтоб через меня она удовлетворила потребности детей. Наша задача
удовлетворить потребности детей, а не учить. Позволить детям сделать свой
собственный выбор. Третья ступень. Ребенок должен
вспомнить и ответить на вопросы. С помощью третьей ступени урока, вы можете
научить всему, что есть в мире. Собрать овощи на огороде, цветы, собрать
машинки, изображение зверей, предметов. Обучение идет с 2-х лет до 5-го
класса. Ночью, когда мы путешествуем в
обители, мы изучаем простые геометрические формы. Энергия Бога, которая
даётся нам, выражается в форме. Мы выражаем ее в гармонии. Когда энергии
даются в искаженных формах, мы излучаем дисгармонию. Упражнения с правильными геометрическими
формами лечат ребёнка. Дети любят тишину. Они создают островок тишины. В
школах Монтессори тихо. Все в порядке. Все на местах. Люди думают, что
учителя заставляют детей сидеть тихо. Самодисциплина присуща душе. Мы желаем
быть творческими и способными. Каждый из нас достигает наибольшей реализации
и самоотдачи, когда максимально концентрируется на поставленной цели. Когда у
ребенка есть возможность не нарушать концентрацию, он развивает
способность к концентрированной работе. Пример. Вы собираетесь сшить платье,
раскладываете ткань, скалываете булавками и готовы вырезать, а сзади кто-то
кричит: «Пора идти!». Или «Скорее, сюда». И вы пошли. А теперь представьте,
как часто мы так поступаем с детьми. Поставьте себя на месте ребёнка и
почувствуйте, насколько велика его потребность в концентрации. Ведь он
создаёт человека завтрашнего дня. А мы звоним в колокольчик – призываем к
внутреннему порядку. Время истекает и пора заканчивать. Первое, что замечаете в ребенке,
который работает с предметами, соответствующими его потребностям – это
радость, покой, внутренняя сила и уверенность в себе. Он делает руками своими
нечто. Задача: не принесение знаний, а главное, развитие духовных энергий.
Образование – это не то, что даёт учитель. Это спонтанная, активная
деятельность ребёнка, когда он берет с окружающего мира всё, что
соответствует его потребностям. Если ребёнок не хочет делать – говорим
хорошо, и повторяем это завтра, послезавтра. Дети очень быстро меняются. С 6
до 12 лет есть три периода воспитания по методу Марии Монтессори. 1. Период впитывающего ума. 2.Время формирования новых стандартов,
вежливость. 3.Воображение, развитие воображения. С 6 - 7 лет дети захватываются
воображением. Сколько песчинок на пляже, капелек в море. Дети испытывают
огромный интерес к фактам и большое преступление учить только фактам – они
хотят испытать на себе это. Т.е. увидеть образно, вообразить. В период
впитывающего ума даём факты, которые позднее ребенок использует в своем
воображении. Ребёнок вырастает и становится членом
общества и должен найти свой священный труд. Ребенка научить читать веления можно
ещё в утробе матери. Перед ними предстают образы, когда мы читаем веления. Покажите ребенку пример концентрации,
чтоб он думал так, как вы это делаете. Если ребёнок плохо реагирует – читайте
веления «страж порога». Ежедневно всех своих родных отправляйте на обучение к
владыкам в священообители. Дети полны света, они желают больше
узнать о Вознесенных Владыках. |